Руководители строительного и проектного направления Гео-М (Кондратьев А.В., Пандул К.А., Боровский А.Б.) приняли участие в расширенном Техническом совете по проекту ПАО «Ростелеком» Устранение Цифрового Неравенства в РФ 27-28 февраля 2019 года (конференц зал ТЦ Ханой-Москва, г.Москва).
На совещании с вступительным словом выступил первый заместитель Генерального директора ООО «ТрансПроектИнжиниринг» Темников А.М. (Генеральный подрядчик по проекту УЦН).
Раскрыл тему развития оптических сетей РФ Директор проектов ПАО «Ростелеком» Кошуринов М.Ю.
Большинство тем докладчиков и обсуждений в рамках круглых столов было посвящено взаимодействию Гос органов и Россетей при реализации проекта. Руководители и сотрудники ТПИ рассказали об особенностях выполнения и закрытия работ по проекту.
Кроме того, ГеоПроект-М предоставило доклад на тему проблем лесоустройства и установления охранных зон (Карамышева А.С. и Боровский А.Б.), приняли участие в обсуждении проблемных вопросов в рамках рабочих групп

Проблемы лесоустройства и установления охранных зон

Вопросы СМР и легализации в условиях лесного фонда

3 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал ФЗ №9 «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”», который предусматривает создание точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек. Далее в развитие программы было заключено множество важных соглашений и изменений в нормативные акты.

Вместе с тем, сутью и важным элементом программы устранения цифрового неравенства являются специальные проекты по развитию услуг связи в труднодоступных регионах, что в условиях нашей бескрайней и богатой на природу страны неизбежно влечет использование лесных земель для прокладки кабеля связи или строительства станций и точек доступа.

Практически любые проекты по развитию услуг связи в таких регионах как Республика Саха, Амурская область, Республика Коми, Магаданская область, Камчатский край и др. затрагивают лесной фонд.

Следует особо отметить, что в таких случаях перед Подрядной организацией встает вопрос:

  • проводить СМР с последующим оформлением леса, поскольку этот процесс крайне долгий и сложный, а СМР требует выполнение в короткий срок или
  • выполнять лесоустроительные работы и получать необходимые разрешения, но тогда будет сорван стандартный срок выполнения СМР

Предлагаем рассмотреть эти вопросы подробнее и найти оптимальный вариант.

СМР с последующим оформлением леса

В большинстве случаев для проведения работ по строительству объектов связи Подрядная организация считает достаточным договоренностей с участковыми лесничествами о проведении работ без санкций за неоформленный лес. Важно понимать, что это крайне шаткая позиция:

В соответствии со ст.96 ЛК РФ осуществляется лесной надзор (охрана). В большинстве случаев, такой надзор вынесен в отдельный функционал на уровне субъекта по аналогии с «Собственной безопасностью».

В связи с этим, все договоренности «на местах» могут не сработать, что влечет:

  • Остановку работ
  • Отсутствие возможности в последующем легализовать объект
  • Административные штрафы за самовольное занятие лесных участков (за каждый участок может быть составлен отдельный протокол по несколько сот тр)
  • Уголовная ответственность (ст.260 УК РФ) за незаконную рубку в отношении производителя работ

Обращаем внимание, что, в настоящее время, заботе об экологии и охрану леса уделяют очень серьезное внимание. Делаем вывод, что перечисленные риски слишком велики и СМР с последующим оформлением леса нельзя признать работающим вариантом.

Усложнение лесоустроительных работ и планировка территории

В соответствии с действующим законодательством РФ в настоящее время образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного
проекта межевания территории (п. 2.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).

Несмотря на то, что линейные объекты связи, такие как волоконно-оптические линии связи, по принципу п.п.2 п.17 ст. 51 Градкодекса РФ не являются объектами капстроительства, не требуютполучения разрешения на строительство, а соответственно проектно-планировочной документации – поддержку такому подходу на наши многочисленные письма в адрес федеральных органов – не нашли.

Таким образом, процесс предоставления, скорее всего, с одной стороны усложняется, а с другой стороны становится более понятным.

Работаем над тем, чтобы воспользоваться статусом монополии «Ростелеком» и важности программы УЦН, и обойти некоторые ступеньки согласования ППТ, уйти от необходимости публичных слушаний.

Вместе с тем, усложнение процедур влечет за собой увеличение сроков предоставления леса, что еще больше требует от нас слаженной деятельности и скорейшего старта оформления лесов при выявлении его возможного использования в СМР.

Вопросы установления охранных зон

В соответствии с действующим законодательством РФ в настоящее время внесение сведений о зонах с особыми условиями использования территорий: 

  • должно осуществляться в порядке межведомственного информационного взаимодействия с уполномоченными органами при наличии соответствующего решения.
  • однако, орган, уполномоченный на принятие таких решений, не определен;
  • Подрядными организациями и Компаниями связи получены многочисленные отказы органов местного самоуправления, органов ответственных за ведение кадастра по причине отсутствия соответствующих полномочий, закрепленных Уставами, региональным законодательством у органов местного самоуправления.

Согласно п. 6 ст. 26 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» до утверждения Правительством РФ положения о зоне с особыми условиями использования территорий соответствующего вида в соответствии со ст. 106 ЗК РФ ее установление производится в порядке, установленном до официального опубликования данного Федерального закона.

Так как вышеуказанный Федеральный закон в настоящее время не опубликован Компаниями Связи предпринимаются безуспешные попытки защитить объекты охранной зоной на основании, фактически не работающего в нынешних условиях, постановления Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»

Нашими усилиями направлены письма в МинЭк, МинСвязь, организована рабочая группа Ростелеком и других заинтересованных лиц. Вместе с тем, новых нормативных актов до настоящего времени не принято – ожидаем их принятия не ранее июля 2019 г.

По нашему мнению, до устранения неопределенности в законодательстве – должны работать предыдущие нормативные акты, данную позицию регулярно направляем всем заинтересованным лицам. Некоторые кадастровые палаты соглашаются с нами, проводят кадастровые действиями для установления Охр. зон.

Вывод – до принятия новых нормативных документов внесение охранных зон является системной проблемой. В связи с этим, необходимо как можно раньше начинать обращения в органы кадастра, Департаменты имущественных отношений региона для лоббирования позиции и продвижения решения об установлении охранных зон.