Проблемы лесоустройства и установления охранных зон
Вопросы СМР и легализации в условиях лесного фонда
3 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал ФЗ №9 «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”», который предусматривает создание точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек. Далее в развитие программы было заключено множество важных соглашений и изменений в нормативные акты.
Вместе с тем, сутью и важным элементом программы устранения цифрового неравенства являются специальные проекты по развитию услуг связи в труднодоступных регионах, что в условиях нашей бескрайней и богатой на природу страны неизбежно влечет использование лесных земель для прокладки кабеля связи или строительства станций и точек доступа.
Практически любые проекты по развитию услуг связи в таких регионах как Республика Саха, Амурская область, Республика Коми, Магаданская область, Камчатский край и др. затрагивают лесной фонд.
Следует особо отметить, что в таких случаях перед Подрядной организацией встает вопрос:
- проводить СМР с последующим оформлением леса, поскольку этот процесс крайне долгий и сложный, а СМР требует выполнение в короткий срок или
- выполнять лесоустроительные работы и получать необходимые разрешения, но тогда будет сорван стандартный срок выполнения СМР
Предлагаем рассмотреть эти вопросы подробнее и найти оптимальный вариант.
СМР с последующим оформлением леса
В большинстве случаев для проведения работ по строительству объектов связи Подрядная организация считает достаточным договоренностей с участковыми лесничествами о проведении работ без санкций за неоформленный лес. Важно понимать, что это крайне шаткая позиция:
В соответствии со ст.96 ЛК РФ осуществляется лесной надзор (охрана). В большинстве случаев, такой надзор вынесен в отдельный функционал на уровне субъекта по аналогии с «Собственной безопасностью».
В связи с этим, все договоренности «на местах» могут не сработать, что влечет:
- Остановку работ
- Отсутствие возможности в последующем легализовать объект
- Административные штрафы за самовольное занятие лесных участков (за каждый участок может быть составлен отдельный протокол по несколько сот тр)
- Уголовная ответственность (ст.260 УК РФ) за незаконную рубку в отношении производителя работ
Обращаем внимание, что, в настоящее время, заботе об экологии и охрану леса уделяют очень серьезное внимание. Делаем вывод, что перечисленные риски слишком велики и СМР с последующим оформлением леса нельзя признать работающим вариантом.
Усложнение лесоустроительных работ и планировка территории
В соответствии с действующим законодательством РФ в настоящее время образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного
проекта межевания территории (п. 2.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).
Несмотря на то, что линейные объекты связи, такие как волоконно-оптические линии связи, по принципу п.п.2 п.17 ст. 51 Градкодекса РФ не являются объектами капстроительства, не требуютполучения разрешения на строительство, а соответственно проектно-планировочной документации – поддержку такому подходу на наши многочисленные письма в адрес федеральных органов – не нашли.
Таким образом, процесс предоставления, скорее всего, с одной стороны усложняется, а с другой стороны становится более понятным.
Работаем над тем, чтобы воспользоваться статусом монополии «Ростелеком» и важности программы УЦН, и обойти некоторые ступеньки согласования ППТ, уйти от необходимости публичных слушаний.
Вместе с тем, усложнение процедур влечет за собой увеличение сроков предоставления леса, что еще больше требует от нас слаженной деятельности и скорейшего старта оформления лесов при выявлении его возможного использования в СМР.
Вопросы установления охранных зон
В соответствии с действующим законодательством РФ в настоящее время внесение сведений о зонах с особыми условиями использования территорий:
- должно осуществляться в порядке межведомственного информационного взаимодействия с уполномоченными органами при наличии соответствующего решения.
- однако, орган, уполномоченный на принятие таких решений, не определен;
- Подрядными организациями и Компаниями связи получены многочисленные отказы органов местного самоуправления, органов ответственных за ведение кадастра по причине отсутствия соответствующих полномочий, закрепленных Уставами, региональным законодательством у органов местного самоуправления.
Согласно п. 6 ст. 26 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» до утверждения Правительством РФ положения о зоне с особыми условиями использования территорий соответствующего вида в соответствии со ст. 106 ЗК РФ ее установление производится в порядке, установленном до официального опубликования данного Федерального закона.
Так как вышеуказанный Федеральный закон в настоящее время не опубликован Компаниями Связи предпринимаются безуспешные попытки защитить объекты охранной зоной на основании, фактически не работающего в нынешних условиях, постановления Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»
Нашими усилиями направлены письма в МинЭк, МинСвязь, организована рабочая группа Ростелеком и других заинтересованных лиц. Вместе с тем, новых нормативных актов до настоящего времени не принято – ожидаем их принятия не ранее июля 2019 г.
По нашему мнению, до устранения неопределенности в законодательстве – должны работать предыдущие нормативные акты, данную позицию регулярно направляем всем заинтересованным лицам. Некоторые кадастровые палаты соглашаются с нами, проводят кадастровые действиями для установления Охр. зон.
Вывод – до принятия новых нормативных документов внесение охранных зон является системной проблемой. В связи с этим, необходимо как можно раньше начинать обращения в органы кадастра, Департаменты имущественных отношений региона для лоббирования позиции и продвижения решения об установлении охранных зон.